Новый год в Карпатах

Автор: Александр Смотраев новый год в Карпатах (поход)

Не очень краткое описание похода "Белое безмолвие" проходившего с 30.12.09 по 05.01.10г
Прежде всего хочу сказать , что я не писатель и в школе сочинения мне давались с трудом, поэтому не судите строго за этот отзыв. В горных походах я и моя супруга новички . Первый наш поход в горы состоялся весной 2009г в Крыму , где мы подружились с отличными ребятами, Они нам и предложили пойти в Карпаты зимой. Не буду описывать предварительные сборы и поездку в Ивано-Франковск , скажу лишь , что если внимательно прочитать "список нееобходимого снаряжения" и постаратся выполнить все рекомендации, то никаких серьёзных проблем в походе не будет. И вот я и моя супруга прибыли в Ивано-Франковск.

Времени до сбора у нас было много и мы немного прогулялись по городу. Город "дохнул" на нас неспешной провинциальностью , размеренностью и спокойствием, в нем не ощущалось бешеное движение 21-го века. Побродив по улицам Ивано-Франковска , основательно подкрепившись в одном из кафе, мы направились к точке сбора, решив встретить наших друзей-туристов на перроне.

После радостной встречи со старыми друзьями и знакомства с новыми участниками нашей группы, мы дружно (под руководством нашего проводника Кирилла Ясько) рассовали еду по рюкзакам и погрузившись на микроавтобус, отправились в с.Маняву. Так как встреча произошла поздно ( около 2-х часов дня). маршрут похода был несколько изменён.

наша группа перед стартом в Манявеночная переправаманявский водопад зимой

Выгрузившись в с.Манява мы скорым маршем направились к месту нашей первой стоянки. На улице было сыро и ветренно , температура воздуха плюсовая. Большую часть пути мы проделали уже в темноте , поэтому рассказать о окружающей нас местности вообщем-то нечего. Переправившись через речку Манявку , и преодолев небольшой подъём , мы оказались на месте нашей первой стоянки. Довольно быстро развели костёр и приготовили макароны с тушёнкой. Поужинав, посидев возле костра, мы начали располагаться на ночлег. Всего нас было тринадцать человек, поэтому места в домике хватило не всем , часть нашей группы спали в палатках.

Распорядок дня в зимних походах отличается от летних и осенне-весенних . Ввиду краткости светового дня , вставать приходилось в шесть утра , завтракать в темноте и потом собираться. Проводник наш вставал ещё раньше , готовил на горелке нам завтрак , а потом будил нас.

Итак Кирилл "протрубил" подъём. Позавтракав мы налегке пошли осмотреть Манявский водопад , погода была совсем не зимняя, +5 по Цельсию , дождь , снег почти полностью растаял, начало похода чем то напомнило майский поход в Крыму , чуть прохладнее только. Водопад выглядел неплохо, но особо меня не впечатлил, постояли пофотографировались, помокли и пошли на место стоянки за рюкзаками. Дойдя до колыбы собрались , одели рюкзаки и пошли покорять горные вершины.

спуск с хребта Чорткановый год в походе

Сразу был затяжной (два километра) подъём , преодолевали его неспеша , самыми тяжёлыми оказались последние метров двести до вершины из-за награмождение камней и поваленых деревьев. Дождь прекращался и начинался снова, ближе к вершине хребта появился снег. На вершине Чортки дул холодный ветер. Идти хоть и не в гору, но было не намного легче. Попробуйте пройти по горганам (нагромождение каменных глыб) присыпаных снежком и вы поймёте , что пройденый километр по хребту не был лёгкой прогулкой.

Но всё это мелочи , обиднее всего плохая видимость , пелена укрыла окрестные горы, видами полюбоваться не удалось. После прыжков с камня на камень начался спуск, вообщем-то не сложный.

Следующая стоянка была недалеко от вершины г.Рипна. Дойдя до стоянки все мы основательно промокли, но благодаря смекалке и запасливости Кирилла и Мити (одного из участников нашего похода) были натянуты верёвки над костром и все получили возможность посушить вещи.

в нашем уютном хлевуМитя с гитарой

Приближался Новый год. Наши друзья основательно запаслись продуктами для праздничных блюд. Походный "стол" (преимущественно состоящий из полиэтиленовых пакетов) ломился от изобилия. Здесь были и копчёная колбаса и пару сортов сыра и солёная сёмга и оливки и даже зелёный горошек. В довершение к праздничному столу Кирилл сварил оригинальный суп, а так же из заначек достали немного спиртного, были даже бенгальские огни.

Дружно отметив Новый Год (несколько раньше чем он в самом деле наступил) начали готовиться к ночлегу. Ночевать предстояло в хлеву. К счастью к нашему приходу в нём уже давно не было животных и запах их выветрился. Спалось в этом помещении вполне комфортно , правда в щели немного сквозило.

Рипнав туманезонтик в зимнем походе

Утренний подъём в Новом Году не был слишком тяжёлым , хотя обычно дома в это время только ложились спать. После завтрака и непродолжительных двухчасовых сборов начали подъём на Рипну , с вершины которой окинули взглядом резиденцию президента Украины и двинулись по запланированному нашим проводником пути.

Конечная точка пути в этот день был хребет Станимир. Погода весь день была пасмурная , утром туман , к обеду пошёл снег, стало холодней. Преодолев несколько крутых подъёмов и спусков , мы взобрались на Станимир , полюбовавшись немного видами ,изредка появлявшимися в разрывах снежной пелены, спустились к месту нашей третей ночёвки.

вид с хребта Станимирв маленькой колыбе

Хижина была маловата, места на всех не хватало , поэтому мы с Олей (моя жена), решили переночевать в палатке. Я , наломав лапника с упавшей недавно ели, соорудил подстилку, поставили палатку. Все дружно собрали дров, принесли воды, затопили буржуйку в «колыбе» и развели костёр на улице. Сварили ужин (как всегда в походе – очень вкусный), потом были посиделки возле костра, песни под гитару, туристические байки, попутно сушка ботинок. Спать в палатке оказалось теплее и комфортнее чем в «колыбах», особенно мне понравился мягкий матрас из лапника.

Утром четвёртого дня мы проснулись отдохнувшими и полными сил. Температура воздуха опустилась до -5 градусов , деревья покрылись инеем , палатка снаружи тоже. Позавтракав и собрав вещи, отправились в дальнейшее путешествие. Сегодня нам предстояло пройти траверсом гору Гавор , и остановится в полонине Окопы.

траверс хребта Станимиринейбелый лес

Вышли на Станимир, сделали несколько фотографии и отправились в путь. Большая часть пути этого дня проходила через лес, нередко тропа исчезала под буреломом , приходилось пробираться иногда почти ползком, или наоборот прыгая с одного поваленного дерева на другое, значительно увеличилось количество снега, весь день была пасмурная погода, туман. Незабываемые впечатления оставили заснеженные деревья, сказочный лес из детских сказок.

Приближаясь к месту стоянки заметили дым из трубы избушки, чем были несколько озадачены. К счастью в хижине был только один человек. Поэтому места для ночёвки оставалось и нам. Мы познакомились. Олег - бывалый турист, знающий хорошо Карпаты, путешествовал он в одиночку. На чердаке избушки лежало сено и часть нашей команды решили поставить там палатки, в том числе и я с супругой.

Вечер прошёл как всегда весело и дружно. В походах (по моему мнению) вечерние посиделки имеют достаточно важную роль, снимая физическую и некоторую психологическую нагрузку с группы. Нам очень повезло с товарищами по походу , весёлые, жизнерадостные, умеющие поддержать разговор на разные темы, и ещё поющие.

белый лесурочище Пеклоуказатель в пекло

Наступило пятое утро . Шел снег , температура воздуха опустилась до -10. Сегодня нам предстоял радиальный поход на вершину малой Сивули. Позавтракали как всегда молочной кашей с сухофруктами, взяли с собой минимум вещей и еды на обед мы начали нелёгкий путь покорителей вершин. За время которое мы были в походе выпало много снега, и мы пробирались по сугробам , почти по колено в снегу.

Нам повезло, до Пекла (название ущелья), мы шли по следам Олега , который вышел раньше. Возле Пекла мы с ним и встретились. Дальше наши дороги разошлись. Сделав несколько фотографий на фоне ущелья, и столба с указателями маршрутов и вершин, мы продолжили путь.

попытка к бегствуны вершине Сывули зимой

Чем выше мы забирались, тем гуще становился туман и сильнее шёл снег , мы шли внутри облака. Тропу по которой ходили на вершину Сивули летом , завалило снегом. Ветки стланика (разновидность сосны) растущего вдоль тропы под тяжесть снега пригнулись к земле и закрыли полностью тропу. Поэтому поднимались мы на вершину в обход .

на Сывуле летом

На вершине видимость была метров десять- пятнадцать, так что из достопримечательностей мы увидели только столб , обросший десятисантиметровым слоем снега и пелену тумана вокруг. Дул пронизывающий холодный ветер. Пощёлкав фотоаппаратами возле столба, мы начали спуск.

прыгаем по жерепуа Надя ждала нас в избушке

В некоторых местах приходилось идти по веткам стланика, в метре от поверхности земли. Ветки пружинили и создавалось впечатление, что идёшь по батуту, иногда нога соскальзывала с очередной ветки и я проваливался в снег почти по пояс. На более- менее чистых от деревьев участках спуска мы наполовину шли наполовину скользили на ботинках. Переправившись через небольшую речку вышли к Пеклу и двинули быстрым маршем (с учётом глубокого снега и метели) назад в Окопы.

сушка обуви над печкойпалатка на крыше

На место ночлега пришли уже в сумерки. В хижине где мы оставили большую часть вещей , осталась одна участница похода - Надя, за что мы все ей благодарны. Надя не теряла даром времени, и к нашему приходу организовала праздничный стол с сырной, колбасной, фруктовой нарезкой и даже с тортом (сделанным из сгущённого молока и раскрошившегося печенья). Уставшие , но счастливые мы сытно поужинали , развесили вещи для просушки и расселись послушать наших гитаристов, ближе к полночи потихоньку начали расходиться спать.

полонына Окопыпереправарека

Вот и наступило утро последнего дня нашего похода. Высунув нос из палатки я понял, что мороз решил напоследок показать на что он способен. Действительно температура была -16 градусов. Но мы уже адаптировались и поэтому никто сильно не замёрз. Как обычно позавтракали , собрали вещи и направили свои стопы в сторону с. Быстрица.

В этот день не было затяжных подъёмов , фактически всю дорогу мы шли вниз. Несколько раз переходили по камням и веткам небольшую речку Салатрук. Посмотрели издали на небольшой водопадик. Ближе к обеду вошли в с.Быстрицу. Там сели на автобус и доехали в Ивано-Франковск. Наши дальнейшие приключения к походу «Белое безмолвие» уже не относятся, поэтому на этом я закончу свой рассказ.

бодры, веслы, полны силлошадка с санями

Напоследок хочу сказать , что за всё время этого путешествия я ни разу не пожалел , что пошёл в этот поход. Масса хороших впечатлений и положительных эмоций, встреча со старыми друзьями, знакомство с новыми, хорошими людьми, заряд бодрости на остаток зимы – вот что я получил всего за шесть дней. Горы ждут нас. И мы вернёмся к ним ещё не раз.